Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

04 сентября 2021

Эскадрилья гигантов

С. КАНЕВСКИЙ

Как известно, погибший при катастрофе великан советской авиации «Максим Горький» конструировался и строился в центральном аэро-гидродинамическом институте (ЦАГИ). Главным его конструктором был выдающийся советский самолетостроитель проф. А. Н. Туполев. Правительство и партия вновь поручили ЦАГИ конструирование самолетов будущей эскадрильи 16 гигантов, по типу своему подобных «Максиму Горькому». Изготовление проекта новых конструкций закончено. В настоящее время ЦАГИ разрабатывает детальные чертежи для производственных целей. Что же будут представлять собой новые самолеты? В какой степени в новых проектах отражены современные тенденции самолетостроения?

*

Основная схема самолета не меняется. Это по-прежнему будет свободно несущий цельнометаллический моноплан. Но вместо прежних восьми моторов мощностью по 850 л. с., из которых два были расположены тандем, на модернизированном самолете будут поставлены лишь 6 более мощных моторов по 1200 л. с. в каждом. Число двигателей сокращается, но общая мощность остается прежней. Это обстоятельство, особенно устранение тандема, чрезвычайно выгодно с аэродинамической точки зрения. Таким образом летные качества самолета значительно повышаются. Моторы располагаются в передней кромке центроплана и в отъемной части крыльев.

Приводим основные размеры самолета: размах крыльев — 63 метра; длина — около 34 метров; общая высота — до 11 метров; ширина колеи шасси — свыше 10,5 метров. Самолет будет развивать скорость в 270 километров в час. Для столь большого самолета это вполне удовлетворительная скорость. Для сопоставления напомним, что зарекомендовавший себя трехместный пассажирский биплан П-5 развивает не больше 180—200 километров в час.

Высота дужки крыла гигантского самолета позволяет использовать центроплан и значительную часть крыльев для размещения, помимо моторов и бензиновых баков, различных грузов и устройства служебных помещений. Между прочим несколько слов о баках: они будут изготовлены таким образом, что, если это потребуется, их можно будет немедленно опорожнять.

Самолет-гигант (вид сверху)

Самолет-гигант (вид спереди)

Самолет-гигант (вид сбоку)

*

Самолеты-гиганты предназначены для перевозки пассажиров и грузов. Каждый из них будет иметь 60—70 пассажирских мест, оборудованных с полным комфортом. Кабины отеплены и будут вентилироваться. Все служебные пассажирские помещения будут хорошо освещены и связаны между собой телефоном и световой сигнализацией. Кроме того, на каждом из самолетов предусмотрена установка коротковолновых радиостанций.

Приняты все возможные меры для безопасности полета. При нормальной нагрузке самолет-гигант в состоянии летать по горизонтали даже в том случае, если вышли из строя два мотора. Машины будут оборудованы аэронавигационной аппаратурой, необходимой для слепых полетов и посадок в темноте. Для дальних полетов машины будут снабжены «автоматическими пилотами» — приборами, позволяющими без вмешательства человека вести самолет довольно продолжительное время по избранному курсу.

Управление всеми 6 моторами сосредоточено в одной пилотской кабине. Пилот имеет возможность запускать моторы: все сразу, или по одному, или же поочередно правую и левую группу. Это очень удобно в эксплуатационном отношении. Металлические винты самолетов — с меняющимся в полете шагом. Это также дает серьезные эксплуатационные преимущества: облегчает взлет тяжелой машины и повышает экономичность полета.

*

Самолеты будут строиться на одном из наших авиационных заводов исключительно из советских материалов. Вся аэронавигационная аппаратура, моторы и прочие виды оборудования также будут изготовлены советской промышленностью. Что касается моторов, то это знаменитые М-34 повышенной мощности. По своей надежности, способности сохранять мощность на больших высотах и удельному весу, — полкилограмма на 1 лошадиную силу, — они превосходят любой из лучших заграничных двигателей водяного охлаждения. Основным конструктивным материалом для постройки самолетов-гигантов послужит кольчуг-алюминиевый сплав повышенной прочности. Узлы и другие ответственные элементы конструкции, несущие большую нагрузку, будут выполнены из лучших сталей. Для изготовления мебели и другого оборудования решено применить, помимо дерева, пластические массы.

Первый самолет «Максим Горький» был для ЦАГИ прекрасной школой постройки тяжелых машин. Недаром мы в области сооружения сухопутных гигантов-самолетов завоевали и прочно держим в своих руках мировое первенство. Можно высказать уверенность, что новые самолеты-гиганты будут еще лучше «Максима». Завод, которому придется их строить, получит техническую помощь. На ЦАГИ возложены консультация и наблюдение за строительством могучей эскадрильи. Нет оснований сомневаться, что Институт с честью решит эту труднейшую техническую задачу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.