Я. КОГАН
1
Цехи и агрегаты наших новых и реконструированных заводов, фабрик и станций оснащены образцами первоклассной техники. Огромный парк машин, станков и сложнейшего оборудования, которым мы сейчас владеем во всех областях народного хозяйства, по праву выдвигает Советский союз в ряд технически наиболее передовых стран. Мы имеем полную возможность для организации производства любой машины и необходимых запасных частей к установленному оборудованию. Высокая индустриальная техника — это важнейшее завоевание социализма — стала уже отличительным признаком нашей новой социалистической промышленности, гигантов первой пятилетки.
Созданные новые заводы, созданную новую технику надо освоить. Надо сделать людей достойными руководителями тех машин и тех станков, которые они сами же создали. В этом и состоит сейчас главная задача. Это решает в основном вопрос о повышении производительности труда, улучшении качества всей нашей работы. «Социализм,— говорил Ленин,— требует сознательного и массового движения вперед, к высшей производительности труда по сравнению с капитализмом...» Выражением этого «сознательного и массового движения» в настоящее время является пафос освоения новых заводов, нового оборудования и новых технологических процессов. Это массовое движение все шире охватывает огромные слои пролетариата Советского союза.
Борьба за техническую культуру труда, за знание техники своего дела становится коренной, узловой задачей дня. «Учиться работать,— писал Ленин еще в 1918 г.,— эту задачу советская власть должна поставить перед народом во всем ее объеме». Этот завет Ильича мы претворяем в жизнь во все годы революции. Мы непрестанно, в тяжелой борьбе с классовыми врагами учились работать по-большевистски. Но особенно сейчас остро встал вопрос об умении культурно и производительно работать,— сейчас, когда создана материально-техническая основа для освоения трудовой культуры высокого класса. Знать в совершенстве технику того дела, которое тебе поручили, знать конкретно, не вообще, а в подробностях, в мелочах, научиться работать споро, интенсивно, дисциплинированно, заботиться об улучшении и рационализации своего производства, овладеть важнейшими элементами технической культуры — вот что сейчас требуется от каждого специалиста, техника, рабочего.
Наглядные инструкции, выпускаемые на заводах "Красного треугольника" |
2
На призыв партии к освоению новых заводов и новой техники рабочая молодежь наших предприятий ответила небывалым ростом производственной активности и творческого инициативного движения, направленного к улучшению производства, к повышению производительности труда и качества продукции.
Задача комсомола заключается в том, чтобы возглавить эту растущую активность и инициативу, организовать массовое движение инициаторов.
Разносторонний интерес рабочей молодежи к научным и техническим знаниям, к изучению в подробностях разнообразного оборудования и различных технологических процессов должен быть полностью удовлетворен и направлен в сторону практического целесообразного изучения той или иной области науки и техники. Комсомольские организации должны объединить разрозненные силы инициаторов, любителей техники, создать им все условия для плодотворной работы, организовать поход молодых энтузиастов за овладение социалистической культуры труда.
Инициативное движение в производстве проявляется в виде организации различных групп, кружков, ячеек по изучению своего производства, какой-либо определенной машины или даже ее отдельного узла.
«...Каждый комитет, каждый коллектив, ячейка — должны обрасти разными кружками, курсами, созданными на добровольной основе для людей, которые этим интересуются. Нужно организовать химические и авиационные кружки, лаборатории, кружки механики, математики, физики» (А. Косарев). Инициативное движение может и должно быть организовано на всех участках нашей производственной работы. На каждом предприятии можно найти десятки любителей техники, причем по самым различным отраслям и вопросам. Это неудивительно. Почти каждый молодой рабочий стремится так или иначе улучшить свою работу, он хочет учиться, повысить свою квалификацию, стать-мастером, техником, инженером.
Поэтому инициативное движение должно отличаться прежде всего разнообразием содержания и форм, гибкостью, занимательностью. Здесь совершенно нетерпимы шаблон, казенщина, бюрократическая опека. Инициативное движение прежде всего добровольно. Оно должно быть основано на любительстве и любознательности самих участников различных групп, ядер и кружков. Задача комсомольской ячейки состоит вовсе не в том, чтобы втискивать эту массовую инициативу в формальные рамки, а в том, чтобы оказать здесь практическую, совершенно конкретную помощь создающимся инициативным группам, выдвигать перед ними наиболее живые и злободневные вопросы нашего производства и нашей техники.
3
В каких же областях производственной работы организуются инициативные группы? Опыт ленинградских и московских заводов показывает, что такие группы организуются по изучению конкретных вопросов производственной жизни: группы по содержанию рабочих мест в чистоте, по борьбе с браком, по организации правильной смазки станков, группы по изучению и рационализации какого-либо конкретного технологического процесса одной операции, по правильному хранению инструмента, приспособлений и т. п. Конечно этим перечнем далеко не исчерпываются все возможные темы, вокруг которых развертывается работа инициативных групп по непосредственному улучшению производства. На каждом предприятии в зависимости от его особенностей создаются и будут создаваться группы, отличные от групп другого предприятия. Заранее определить и ограничить круг работы инициативных групп не только бесполезно, но даже и вредно.
На многих заводах Москвы, как например на заводах им. Сталина, «Динамо», «Серп и молот», работают уже такие небольшие группы. Рассмотрим например работу группы по содержанию и уходу за станками и машинами. Каждая группа избирает организатора из числа самых инициативных и активных рабочих и разрабатывает конкретный план своей работы. Комсомольская ячейка прикрепляет к этой группе специалистов-инженеров и квалифицированных мастеров, которые помогают ей разбирать конкретные случаи неправильного, плохого содержания станка и показывают, как следует правильно содержать станок или машину.
Члены группы следят например за содержанием в чистоте 2—3 станков, ведут ежедневную запись замеченных недостатков в содержании станка: грязь, плохая смазка, неправильный пуск, уход от станка во время работы и др. Через каждые 2—3 дня группа собирается, обсуждает донесения своих членов и намечает меры по устранению замеченных недочетов, доводя их до сведения начальника цеха и цеховой ячейки. Затем группа контролирует проведение в жизнь намеченных мероприятий и не только контролирует, но и сама в первую очередь осуществляет. Такая группа ведет борьбу за ежедневную чистку станков, проводит осмотр оборудования, добивается, чтобы у каждого станка были обтирочные материалы, чтобы смазка велась правильно. Группа организует беседы инженеров с рабочими о содержании и уходе за станками и машинами. Эта же группа систематически оповещает цех о плохом или, наоборот, о хорошем содержании станков. В заводской газете, цеховой странице, по радио группа бичует небрежных рабочих и выдвигает тех, кто содержит свое рабочее место в чистоте и образцовом порядке. Особенно строго должна относиться группа к содержанию станков, на которых работают сами ее члены. Станок каждого члена инициативной группы должен быть образцовым станком.
4
Как возникают инициативные группы? Большей частью они вырастают из необходимости улучшить какой-то определенный участок работы. И это очень хорошо. Самая большая опасность в организации инициативного движения заключается в искусственном насаждении его, в беспредметном желании вообще заниматься каким-то улучшением и какой-то рационализацией.
На московском заводе «Динамо» токарь Михаленко заметил, что в моторе имеется ряд деталей, которые можно не обрабатывать в механическом цехе, а просто отливать. Он пошел в сборочный цех и поднял этот вопрос. Вместе с группой ребят он стал глубже изучать мотор. Через некоторое время группа внесла ряд рационализаторских предложений, которые значительно упростили обработку деталей мотора. Вот это и есть доподлинная инициативная группа, рожденная в борьбе за улучшение своего производства.
Завод им. Сталина (Ленинград). Комсомольцы борются за чистое рабочее место |
Большое развитие получили на заводе «Динамо» планово-оперативные группы. На других предприятиях это движение почему-то почти совершенно заглохло. А ведь эти группы—одна из лучших форм организации творческой инициативы молодежи. Планово-оперативная группа состоит из четырех человек. Два человека работают над планированием, над составлением сменного плана по своему участку, двое других следят во вспомогательных цехах за своевременной доставкой необходимых деталей, материалов, предупреждают отправку бракованных изделий и т. п. Эти группы связаны и с заводами-поставщиками. Например Подольский завод посылал кузова плохого качества. Планово-оперативная группа связалась с комсомольцами Подольского завода, указала им, в чем именно заключались недостатки, и добилась устранения этих недостатков. То же сделали планово-оперативные группы и в отношении недоброкачественной меди, получаемой с завода «Электропровод».
Инициативная группа на заводе «Серп и молот» была создана комсомольцем-сталеваром Свиридовым. Как это произошло? Комсомольцы долго бились над освоением печи—не тянула одна из камер. Технический персонал никак не мог исправить этот недостаток. Тогда Свиридов собрал группу ребят, которые заинтересовались более глубоким изучением всей печи и ее работы. Вскоре группа установила, что колода у печи неправильно поставлена и поэтому протекает вода. Колода была переставлена—работа печи значительно улучшилась, брак снизился с 13 до 1,5 проц.
Насколько разнообразны формы инициативного движения, прекрасно видно на примере Автогенного завода. Здесь организована особая молодежная группа по продвижению рабочих предложений. Каждый участник группы прикрепляется к одному предложению. Он должен детально изучить это предложение и добиться его реализации.
Инициативная группа по коллективному изобретательству и рационализации работает сейчас на автозаводе им. Сталина. Общество изобретателей дает темы по рационализации различных операций и процессов производства. Над этими темами вся группа работает коллективно. Группой разработано уже механизированное приспособление для смазывания кислотой опалубки подшипника при заливке его бабитом. Раньше эта смазка проводилась вручную, обжигала руки и приводила к излишней трате олова и бабита.
Не менее широко развертывается инициативное движение по изучению новых отраслей производства. Здесь всесторонне должен быть использован интересный опыт группы цеха трехоски на заводе им. Сталина. (Об этой группе см. статью ее организаторов в этом номере журнала.) Эта группа проделывает большую работу по изучению технологического процесса производства. Группа составила подробный план и рабочую программу своей работы. Программа составлена с учетом уровня знаний и образования отдельных специальностей. При этом разработаны диференцированные задания для отдельных групп, работающих на отдельных деталях.
Самым важным в этой работе следует считать проработку материалов по различным деталям непосредственно у станка. К этим занятиям у станка отдельное члены группы по указанию организатора ведут подготовку материалов (детали станка, инструмент, приспособления,технологическая карта, чертежи и др.).
Группа организует также проработку необходимой технической литературы.
Для проверки усвоенных знаний устраиваются ежемесячно технические бои и два раза в месяц техвикторины. Для разрешения возникших в процессе учебы затруднений создается доска «вопросов и ответов», а затем проводятся консультации.
Работа всей группы проводится на основе социалистического соревнования, которое направлено на высшее качественное освоение технологического процесса производства трехоски.
Наглядная таблица по повышению производительности труда на завода „Севкабель" |
Что самое ценное в работе этой группы? — Самое ценное заключается в том, что вся работа строится на самодеятельности самих членов, на полной добровольности. Такой метод изучения технологического процесса, тесно связанный с работой в цехе, у станка, конвейера, несомненно даст в ближайшее же время весьма положительные производственные результаты. Опыт этой инициативной группы цеха трехоски начинают использовать и другие цехи завода.
Помимо изучения основных процессов своего рабочего места сотни тысяч молодых рабочих и комсомольцев стремятся овладеть важнейшими элементами технической культуры. Они стремятся познать «тайны» химии, физики, математики, хотят знать автомобиль, трактор, аэроплан. Мы должны помочь этим инициаторам объединиться, достать им руководителей, составить программу работ, дать литературу, обеспечить помещением для занятий и т. п. Главное—это пронизать практику комсомольской работы заботой об индивидуальных здоровых стремлениях рабочей молодежи к изучению техники и своего производства.
5
Как должна комсомольская ячейка приступить к организации у себя в цехе инициативной группы по овладению научно-техническими знаниями?
Предположим, что 3—5 рабочих интересуются химией и хотят создать химический кружок. Из своей среды группа выделяет наиболее активного и знающего парня—это организатор. Вместе с ним ячейка подбирает руководителя кружка из специалистов заводской лаборатории и разрабатывает основные вопросы, которыми следует группе заниматься.
Затем собирают группу (обязательно с участием руководителя), детально обсуждают программу кружка и выясняют, в какой степени следует заниматься теорией и в какой практикой, т. е. проводить опыты и различные эксперименты. В план работы необходимо включить проведение различных экскурсий, лекций, викторин, техбоев и т. п.
Комсомольцы автотранспортного института рассматривают в микроскоп структуру металлов |
На этом же собрании группа намечает, какие мероприятия она предполагает провести, чтобы лучше организовать работу кружка. Выделяется человек, который должен озаботиться о лаборатории, о химикалии, другой член группы вместе с ячейкой должен обеспечить снабжение кружка необходимыми учебниками, тетрадями, резинками, карандашами, линейками, угольниками. Общественно-технические организации завода должны оказать кружку материальную поддержку. Помимо этого кружковцы могут провести внутри своей группы небольшой денежный сбор на приобретение необходимой аппаратуры и различных принадлежностей.
Затем должна начаться подготовка к первому занятию. Организатор по указанию руководителя должен подготовить необходимые на первый раз пособия. Ячейка должна позаботиться, чтобы у кружка было постоянное помещение. Об этом надо своевременно договориться с клубом, учкомбинатом или заводоуправлением. Помимо этого ячейка должна проследить, чтобы в день занятий кружка не было никаких обязательных собраний, которые могут отвлечь кружковцев от учебы. Лучше всего установить по заводу один день учебы инициативных групп, кружков, когда никакая другая массовая работа не проводится.
Но обязанности комсомольской ячейки не ограничиваются только организационным периодом. Ячейка должна все время следить за работой групп и кружков, оказывать им повседневную деловую поддержку, следить за нормальной работой, заслушивать отчеты кружков о
проделанной работе и организовывать передачу опыта образцовых групп в другие цехи.
6
Залог успеха работы инициативных групп по овладению научно-техническими знаниями так же, как и инициативных групп по конкретным вопросам производства, лежит в их добровольности, творческой самодеятельности и заинтересованности каждого члена группы.
Инициативное движение за овладение научно-техническими знаниями, за получение каждым комсомольцем во второй пятилетке среднего образования широко развернулось в ряде комсомольских организаций. Особого внимания заслуживает опыт ленинградского комсомола который по-боевому взялся за реализацию призыва т. Косарева к овладению индустриально-технической культурой. На многих фабриках и заводах Ленинграда уже создана обширная курсовая и кружковая сеть по различным отраслям знаний.
Основное в организации инициативного движения—это высокое качество работы групп и кружков. Сюда должно быть направлено все внимание рабочей молодежи. Вокруг ячеек необходимо создать особые группы энтузиастов инициативного движения из среды молодых, и старых специалистов, которые смогли бы научно разработать методику занятий и обогатить работу кружков своим: производственно-техническим опытом.
Инициативное движение — это мощное средство развертывания общественнотехнических экзаменов, вовлекающее большие массы рабочей молодежи в борьбу за овладение техникой своего-производства. Вместе с тем технические экзамены порождают различные массовые формы инициативного движения.
Инициативное движение—это огромная сила в борьбе за освоение новой техники, за социалистическую культуру труда. Это движение подымает пафос масс, включает широчайшие слои пролетариата в повседневную и кропотливую работу по овладению научно-техническими знаниями. Организовать и развернуть инициативное движение — такова важнейшая задача ленинского комсомола.
Комментариев нет:
Отправить комментарий